Сообщение amba » 04 июн 2022, 19:47
30 ЛЕТ УСТАНОВКИ ПЕРВОЙ МАЧТЫ В РОССИИ ДЛЯ СОТОВОЙ КОМПАНИИ
1992 год. Май. Завершено строительство мачты 20м в Выборге у вокзала на здании ж/д АТС. Для компании "Дельта Телеком", которая со дня первого сотового звонка 09 сентября 1991г. оборудовала и эксплуатировала несколько базовых станций на крышах зданий СПб. И, вот, пошла тема строительства мачт, позже башен и т.д.
Много было нового и интересного.
Сама мачта финского изготовления и поставки. Сборная из четырех 5-метровых секций, треугольная в сечении. Секции сами сборные. Вся поставка компактная на дне грузовичка: 12 палок 5-метровых поясов VU-образного профиля (для треугольника), по 250 уголков горизонтальных и диагональных, комплект антискручивающего, троса, пятка основания и болтовой крепеж.
Новое и необычное (для нас было, во всяком случае):
- покрытие всего металла - горячий цинк (привычнее было иметь дело с ржавым металлом)
- все элементы тела мачты по цинку покрыты еще двухкомпонентной эмалью, кот. позволяла финнам говорить о 50-летнем сроке службы (остатки оранжевых уголков осели на моих грядках и недавно сосед сказал, что 30-летние уголки выглядят, как только что с завода)
- треугольное сечение секций (в СССР все привычно было квадратным)
- наличие антискручивающего устройства мачты, кот. позволяло стабилизировать работу РРА
- все более 500 отверстий совпадали при сборке, пробивать или рассверливать не приходилось
- весь крепеж (болты, гайки, шайбы трех видов) совпадали и закручивались без проблем
- запас крепежа в поставке был разумно щедрым
- сама мачта опиралась 30-килограммовой пяткой на центральный фундамент через резиновый амортизатор и фиксировалась от сдвига свободно вставляемым штырем, т.е. в основании получался шарнир (непривычно для тех времен)
- центральный и анкерные фундаменты оттяжек по проекту пришлось бетонировать набирая вес, потом уже стали цепляться за элементы каркаса зданий и стены
А привычное и понятное - это то, что - чего не хватало при строительстве, будь то гвоздь, доска, лопата или бетон, всё можно было найти за забором или за "углом", вспоминаю с улыбкой.
Тогда еще редко можно было встретить крутого человека с мобильным "чемоданом".
Дальше городские мачты ставились поначалу в основном на АТСках (удобный партнер по связи), Первая мачта в какой-то момент переехала нашими силами на улицу Пионерстроя. Позже появились другие операторы, другие стандарты связи, плотность базовых станций увеличивалась, нужда в высоких точках отпала, перешли на крыши, стены, столбы. Теперь базовые станции почти на каждой остановке. И по 2-3 телефона в карманах.
Ростелеком, поглотивший наследие Дельта Телеком, убирает потихоньку мачты со знакомых крыш. Едешь мимо - вчера была, а через неделю глядишь и нет мачты.
Жизнь продолжается.
Первую мачту ставили вчетвером, звали высотников, но опыта такого совсем не было, некоторым казалось, что это авантюра.
И я хочу эти строчки посвятить памяти одного из нас - это ЛЭТИшник-альпинист, хороший человек Ланцов Андрей Иванович.